7 отзывов
Контакты
Эксперт по ДТП - Кононенко О. В.
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067767-68-00
Кононенко Олег Васильевич
УкраинаКиевул. Луначарского 16/4, абон/ящик №4802002
avto-expert.kiev.ua

Беспилотные автомобили и безопасность движения - вопросов больше, чем ответов.

Беспилотные автомобили и безопасность движения -  вопросов больше, чем ответов.

В последнее время автомобильные СМИ пестрят громкими заголовками о том, что беспилотные автомобили тестируются на дорогах США, Германии и даже консервативной Великобритании. Однако как могут повлиять беспилотные автомобили на безопасность движения?

За последнее время в сознании автомобилистов уже укоренилось множество электронных систем, которые помогают управлять транспортным средством. Например, активная безопасность шасси часто включает следующие элементы ― антиблокировочная система, система управления тяговым усилием, системы динамической стабилизации. Также никого уже не удивишь адаптивным круиз-контролем, системой парковки автомобиля и навигационными системами. Практически все современные автомобили оборудованы бортовым компьютером, который собирает информацию с многочисленных датчиков и вносит свои коррективы в управление транспортным средством. При этом зачастую электроника выполняет соответствующие функции водителя-оператора на уровне водителя-профессионала. Логическим продолжением изложенного есть автомобиль, в котором водителя заменит компьютер.

Управляя автомобилем человек, в роли водителя-оператора, воспринимает очень большое количество информации. Это погодные условия, дорожное покрытие, габариты проезжей части, разметка, дорожные знаки, состояние транспортного средства, плотность движения, поведение других водителей и ещё достаточно много разнородной  информации.

Анализируя полученную информацию, водитель-оператор постоянно должен принимать верные решения, после чего точно и чётко их выполнять, в противном случае возникают опасные ситуации, которые при определённом стечении обстоятельств перерастают в дорожное происшествие. При этом, если большую часть поступающей информации можно свести к алгоритмам, которые в последствии становятся навыками управления, то поведение остальных участников движения иногда плохо укладывается как в Правила дорожного движения, так и вообще в нормальную логику.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что современная наука и техника может создать автономное транспортное средство, которое доберётся из точки «А» в точку «Б» и при этом будет двигаться в своей полосе и соблюдать все Правила дорожного движения. Однако, как правило, данное транспортное средство вынуждено находиться в потоке аналогичных машин, но управляемых уже людьми.

Конфликтные ситуации на дорогах очень часто возникают именно из-за человеческого фактора – неправильная оценка ситуации, недостаток опыта вождения, отвлечение от управления автомобилем и другие, или же совмещение этих причин. Кроме того, конфликты на дороге возникают между разным видением сиюминутной дорожной обстановки, людьми разными по возрасту, характеру, опыту вождения, отсюда и возможность их разной реакции на одну и ту же дорожную ситуацию.

Таким образом, для безопасного дорожного движения необходимо полное взаимопонимание между роботом-автомобилем и человеком на дороге, то есть, бортовой компьютер автомобиля должен понимать поведение человека – водителя и пешехода, а также предвидеть его возможные действия. В свою очередь, другие участники движения (водители и пешеходы), глядя на автомобиль-робот, также, должны однозначно понимать какие действия последний намеревается предпринимать. Иначе конфликтных ситуаций на дороге из-за отсутствия взаимопонимания участников движения может стать значительно больше.

При этом, в контексте дорожных происшествий очень интересен вопрос: Какой алгоритм закладывают создатели беспилотника в его программу для выхода из возможных аварийных ситуаций? То есть таких ситуаций, когда уже избежать происшествия невозможно.

Приведённые аргументы говорят о том, что человеческий фактор, который тяжело поддаётся алгоритмизации, может стать серьёзным замедлителем процесса вывода автономных транспортных средств на дороги общего использования.

Одним из достаточно простых выходов из данной ситуации, представляется создание для беспилотных автомобилей отдельной инфраструктуры, а именно специальных полос движения или вообще выделенных дорог.

Эксперт по ДТП ― О.В.Кононенко.

При перепечатке материала статьи прямая ссылка на статью ― обязательна.

facebook twitter

© Кононенко Олег Васильевич 2015г

Предыдущие статьи