7 отзывов
Контакты
Эксперт по ДТП - Кононенко О. В.
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067767-68-00
Кононенко Олег Васильевич
УкраинаКиевул. Луначарского 16/4, абон/ящик №4802002
avto-expert.kiev.ua

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД?

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД?

Согласно требований Правил дорожного движения Украины на нерегулируемом пешеходном переходе пешеход имеет преимущество. Однако обеспечивает ли безопасность для пешехода пешеходный переход?

    Безопасность и организация дорожного движения требуют учета всех факторов, характеризующих пешеходные потоки, в том числе и тех которые связаны с поведением пешеходов.

    Проведенные в некоторых странах исследования свидетельствуют о том, что показатель тяжести дорожно-транспортных происшествий (ДТП) для пешеходов в 2,4 раз выше, чем для водителей. ДТП возникают в результате совместного действия нескольких факторов, к которым относятся поведение лиц, вовлеченных в ДТП; физическое и душевное состояние пешехода и водителя; атмосферные условия; состояние автомобиля. Меры, направленные на повышение безопасности пешеходов, должны вытекать из глубокого знания причин недостаточной приспособленности пешеходов к автомобильному транспорту и наоборот.

    Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в городах. По данным американской статистики в крупнейших городах пешеходы составляют половину, а в средних – одну треть всех жертв ДТП. В других странах эти показатели выглядят по иному, но во всех случаях проблема безопасности пешеходного движения весьма актуальна.

    Проблема ДТП с участием пешеходов особенно серьезна в темное время суток и в периоды сумерек, когда резко снижается видимость пешехода на фоне дороги. Многие пешеходы не знают правил дорожного движения, плохо ориентируются в движении транспортных потоков. Мысли пешеходов часто бывают отвлечены от движения транспортных средств. Среди пешеходов встречаются люди со слабым зрением, слухом, другими физическими недостатками.

    С целью упорядочения организации дорожного движения и повышения безопасности пешеходов предусматриваются различного типа пешеходные переходы.

    Пешеходные переходы могут быть в одном или двух уровнях с проезжей частью, в зависимости:

– от категории автомобильной дороги;
– интенсивности транспортного потока;
– ширины проезжей части;
– интенсивности пешеходного потока;
– расположения места пешеходных путей для перехода проезжей части и т.д. Наземные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

    Из пункта 1.10 Правил дорожного движения (ПДД), который определяет термины, приведенные в ПДД:

«пешеходный переход – участок проезжей части либо инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1-5.37.2, дорожной разметкой 1.14.1-1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки – шириной тротуаров или обочин.
    Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым – пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены, либо работают в режиме мигания желтого сигнала».

    В данной статье исследуется безопасность пешеходов на обозначенных нерегулируемых пешеходных переходах.

 

    Рассмотрим следующую модель дорожно-транспортной ситуации:

01.01.1979 года примерно в 10 часов 10 минут Иполитов И.М. управляя автомобилем ВАЗ-2107, в г. Ленинград двигался по ул. Строителей в средней полосе, при этом, приближаясь к участку проезжей части, где имелся нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и дорожной разметкой типа «зебра». Во время приближения к указанному переходу из-за передней части двигавшегося слева впереди грузового автомобиля, который двигался с меньшей скоростью, появился пешеход Лукашин Е.П., на которого был совершен наезд указанным автомобилем. Проезжая часть улицы Строителей в зоне наезда имеет двухстороннее движение по четыре полосы для движения в одном направлении, ширина проезжей части составляет 28 метров. Пешеход двигался от двойной осевой линии, то есть слева направо, и до выхода его из-за передней части грузового автомобиля преодолел расстояние около 7 метров.

 

    Из пункта 4.16 Правил дорожного движения (ПДД) следует:

«Пешеход имеет право:
а) на преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам, а также по регулированным переходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора»…,
с другой стороны пункт 18.1 ПДД выдвигает следующие требования:
«Водитель транспортного средства, приближающийся к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен снизить скорость, а при необходимости остановится, чтобы пропустить пешеходов, для которых может быть создано препятствие или опасность».

 

    На первый взгляд в описанной модели дорожно-транспортной ситуации усматривается несоответствие действий водителя Иполитова И.М. требованиям пункта 18.1 Правил дорожного движения.

 

    В настоящее время составлена полная модель взаимного поведения пешеходов и водителей в одной из важнейших для пешеходов аварийной обстановке.

    Исходя из этого как для пешеходов, так и для водителей в рамках взаимного общения различают следующие задачи:

а) выбор пути для собственного продвижения;
б) встречный взаимный поиск;
в) взаимное обнаружение и локализация;
г) взаимная оценка поведения и намерений в поведении;
д) решение действовать определенным образом;
е) коррекция действий во избежание ДТП.

    Каждая ошибка при решении одной из этих задач, как со стороны пешехода, так и со стороны водителя может привести к ДТП.

    В анализе 2157 ДТП исследовалась частота отдельных причин ДТП и их комбинаций. При этом отмечается гораздо бόльшая частота ошибок поведения пешеходов в задачах а) б) и ошибок поведе-ния водителей – в задачах б) и в).

 

    Проанализировав расположение грузового автомобиля и автомобиля ВАЗ-2107 в процессе приближения к пешеходному переходу, следствие пришло к выводу о том, что, в процессе движения автомобиля ВАЗ-2107 для водителя Иполитова И.М. участок пешеходного перехода длиной около 7 м по которому двигался пешеход Лукашин Е.П. оказался вне зоны видимости (из-за грузового автомобиля, который ограничивал ему обзорность слева). При этом следует заметить, что и пешеход Лукашин Е.П. не мог обнаружить автомобиль ВАЗ-2107 также из-за габаритов гру-зового автомобиля. То есть, оба участника дорожного движения, как пешеход, так и водитель в рамках взаимного общения были лишены возможности, решить задачу – б) встречного взаимного поиска, из-за отсутствия визуального контакта «пешеход-транспорт» и «водитель-пешеход».

 

    Исследование данного вопроса было бы неполным, если обойти вниманием такой фактор риска как поведение пешеходов.

    Поведение пешеходов все еще остается в определенном смысле самым распространенным и опасным видом дорожного поведения, так как, по крайней мере, иногда каждый участник дорожного движения выступает в роли беззащитного пешехода. Особенность поведения пешеходов зависит не в последнюю очередь от их природных данных, в чем выражается их отличие от всех других участников дорожного движения. При этом пешеходы имеют разные способности в передвижении, начальную скорость (примерно в пределах до 10 км/ч), наименьшую инерционность и максимальную мобильность в выборе направления движения.

    В качестве примера для иллюстрации этого обстоятельства можно привести

– дорожное поведение ребенка, который из состояния покоя может неожи-данно рванутся вперед;
– пожилых людей, которые при переходе через дорогу могут в кратчайшее время изменить направление своего движения на 180 градусов;
– пешехода, который, чтобы не попасть в лужу, может совершить прыжок в сторону.

    Эти природные особенности делают поведение пешехода наименее предсказуемым для окружающих.

    С другой стороны, для дорожного поведения пешехода существует меньше всего регламентаций в обязательной для соблюдения форме. Поэтому пешеходы в отношении своей свободы (по сравнению с другими участниками дорожного движения) имеют меньше всего ограничений в действующих Правилах дорожного движения. «Анонимность» и, как правило, безнаказанность пешеходов как участников дорожного движения объясняет, по всей видимости, именно безответственность поведения пешехода в рамках всей транспортной системы. Эмпирические данные, согласно которым пешеходы преимущественно ориентируются на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются Правилами дорожного движения, подтверждают сделанный вывод о причинах безответственности.

 

    Результаты анализа поведения пешеходов в целом на 400 перекрестках, на каждом из которых имелось по одному обозначенному и одному необозначенному переходу, подтверждают относительную роль внешних условий и их влияние на поведение пешеходов. Хотя обозначенные переходы использовались гораздо чаще, чем необозначенные, относительная частота дорожно-транспортной аварийности в течение 5-летнего периода наблюдений (по отношению к соответствующей частоте их использования) была на обозначенных переходах существенно выше, чем на необозначенных. Объясняется этот результат переоценкой своей безопасности из-за нанесенной разметки типа «зебра».

 

     Случай есть пересечение закономерностей. Дорожно-транспортная ситуация, которая смоделирована выше, и есть тот случай, в котором пересеклись следующие закономерности:

– размещение нерегулируемого пешеходного перехода длиной 28 метров на улице с интенсивным движением; неоднородность транспортного потока (разные габариты и динамические свойства транспортных средств) – как следствие, полное отсутствие визуального контакта «пешеход-транспорт» и «водитель-пешеход»;
– переоценка пешеходами своей безопасности из-за нанесенной разметки типа «зебра».

 

    Учитывая проведенные исследования, качество отечественной разметки, а также «характер» наших водителей необходимо предостеречь пешеходов, пересечение улицы по нерегулируемому пешеходному переходу типа «зебра», является таким же рискованным (если не более), как и пересечение дороги за пределами нерегулируемых пешеходных переходов.

Эксперт по ДТП ― О.В.Кононенко.

При перепечатке материала статьи прямая ссылка на статью ― обязательна.

facebook twitter

© Кононенко Олег Васильевич 2002-2015г

Предыдущие статьи