7 отзывов
Контакты
Эксперт по ДТП - Кононенко О. В.
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067767-68-00
Кононенко Олег Васильевич
УкраинаКиевул. Луначарского 16/4, абон/ящик №4802002
avto-expert.kiev.ua

Инструментальная база судебно-автотехнической экспертизы

Инструментальная база судебно-автотехнической экспертизы

Метод стендовых испытаний для определения эффективности тормозных систем автотранспортных средств, поврежденных в результате ДТП.

 

При расследовании практически каждого дорожно-транспортного происшествия (ДТП) решается вопрос о техническом состоянии транспортного средства. Как правило, это включает в себя исследование технического состояния рулевого управления, тормозной системы и их эффективности. Значительное количество ДТП (более 50 % от общего числа ДТП по техническим причинам) связано с неисправностями тормозной системы. Кроме того, неполадки тормозной системы часто могут быть неучтенной причиной ДТП (в частности заносы, опрокидывания и т. д.), часто приходится проверять версию о неисправности тормозной системы как о причине происшествия. Поэтому потребность в более глубоких исследованиях технического состояния тормозных систем транспортных средств – участников ДТП и оценке эффективности торможения очень велики и постоянно растут. Нередки случаи, когда в результате ДТП повреждения автомобиля столь значительны, что проведение дорожных или стендовых испытаний становится невозможным. В этих случаях существующие методы, в том числе, установленные в ГОСТ 28478-82, не позволяют экспериментально определить эффективность тормозной системы и экспертам приходится делать вывод о невозможности количественной оценки параметров торможения. Совершенно очевидна необходимость создания специальных методов и средств определения показателей эффективности тормозных систем для тех случаев, когда известные методы не могут быть применены.

В Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз по данной проблеме на протяжении нескольких лет проводятся научные исследования. В частности, в 1979 г. совершенствовался метод Пьяникова для определения действительной эффективности рабочей тормозной системы. Сущность метода состоит в следующем. Экспериментальным путем определялся статический тормозной момент колесных тормозных механизмов при помощи рычага. Полученное значение статического тормозного момента сравнивается с аналитически вычисленными значениями: номинальным статическим тормозным моментом колесных тормозных механизмов и тормозным моментом колес по условиям сцепления с дорогой.

В 1980 г. были проведены исследования, позволяющие утверждать, что между статическим и динамическим тормозными моментами существует вполне определенная корреляционная зависимость, которая может быть установлена с достаточной точностью (для экспертной практики).

В 1985 г. в КНИИСЭ был разработан метод стендовых испытаний для определения эффективности тормозных систем автотранспортных средств (АТС), поврежденных в результате ДТП. В соответствии с этим методом эффективность оценивается теми же показателями, которые приняты в ГОСТ 25478-82. Для реализации разработанного метода создан экспериментальный образец диагностического комплекса ДК-3501. По принципу действия и конструктивным особенностям ДК представляет собой силовой стенд постоянного вращения с передачей тормозного момента через ступицу вывешенного колеса.

Особенностью такого стенда, по сравнению с роликовыми, является возможность измерения максимальных тормозных моментов, развиваемых тормозными механизмами, так как величина момента не ограничивается силами сцепления, как это характерно для роликовых стендов.

Разработанный ДК предназначен для испытаний тормозных систем автомобилей с полной массой до 3500 кг 2. Диагностический комплекс был допущен Государственным комитетом СССР по стандартам в качестве рабочего средства измерения для судебных автотехнических исследований и успешно был опробован в Киевском НИИСЭ.

 

авто   прибор

Рис. 1. Прибор деселерограф ДЭИ-1 на крыше автомобиля (может быть установлен на горизонтальной поверхности в любом месте).
Рис. 2. Общий вид комплекса АИСТ.

 

Разработанный метод полностью эквивалентен стандартному методу испытаний тормозов на роликовом стенде силового типа, поэтому нормативные значения показателей эффективности для стандартного и разработанного метода совпадают. Существенным преимуществом ДК-3501 является возможность проведения измерений параметров торможения практически при любых повреждениях транспортного средства.

В настоящее время в КНИИСЭ заканчиваются работы по созданию новых образцов уникального оборудования для более точной и полной оценки эффективности тормозных систем автомобилей и автоматической регистрации и обработки полученных результатов.

В частности, уже созданы и прошли государственную метрологическую аттестацию тензометрические дистанционные динамометры (ДТД). Динамометры ДТД предназначены для определения величины силы торможения и времени срабатывания тормозной системы автомобиля, поврежденного в результате ДТП; диапазон измерений данных динамометров от 50 до 20000 кг.

Проходит метрологическую аттестацию в Украинском республиканском центре стандартизации и метрологии макетный образец электронного деселерографа ДЭИ-1 (рис. 1), позволяющий измерять и фиксировать: установившееся замедление; время срабатывания тормозного привода; время срабатывания тормозной системы; величину тормозного пути; скорость в момент начала торможения.

Данный деселерограф также позволяет хранить в оперативной памяти результаты не менее 10 циклов торможения, определять производные величины текущих значений измеряемых параметров, выводить на цифровое табло интегральные и текущие значения измеряемых параметров в любой заданный промежуток времени, выводить данные, хранящиеся в оперативной памяти, на ЭВМ.

В нашей стране на сегодняшний день практически не существует измерительных приборов, позволяющих качественно и надежно определить вышеперечисленные параметры (кроме зарубежных аналогов, которых в стране единицы).

Организации и предприятия, связанные с автомобильным транспортом, в частности, отделы технического контроля и отделы безопасности движения на автотранспортных предприятиях, лаборатории судебно-автотехнических исследований, Государственная автомобильная инспекция смогут по достоинству оценить преимущества электронного деселерографа.

Для научно-исследовательских изысканий создан комплекс автоматизированного исследования систем тормозов (АИСТ), который представляет собой аналогоцифровой преобразователь и усилитель с высокоомными входами. Комплекс АИСТ позволяет измерять и регистрировать сигналы от датчиков давления, растяжения, замедления, в качестве которых, в частности, выступают динамометры (ДТДЗ) и электронный деселерограф (ДЭИ-1) (рис. 2).

Зарегистрированную информацию можно оперативно просматривать на экране штатного дисплея. В процессе дорожных испытаний данные фиксируются на магнитную ленту. После каждого этапа ходовых испытаний информация переписывается и собирается в памяти персонального компьютера, на котором она впоследствии и обрабатывается.

Для обеспечения регулярного контроля за стабильностью метрологических характеристик датчиков растяжения (динамометров – ДТД) создано нагрузочное устройство, позволяющее создавать усилие растяжения до 10000 кг. Нагружая с помощью этого устройства последовательно объединенные испытуемый и образцовый динамометры, можно оперативно оценивать точность показаний испытуемого динамометра ДТД.

С помощью этого уникального оборудования в ближайшее время планируется провести дорожные испытания на всех категориях автомобилей отечественного производства. Собранный материал позволит проанализировать существующие методики и предложить новые инструментальные методы определения эффективности тормозных систем АТС, поврежденных в результате ДТП, проверить адекватность полученных путем динамометрирования данных результатов, зарегистрированных в процессе ходовых испытаний, проведенных по стандартной методике.

В перспективе предполагается провести исследование зависимости угловых ускорений автомобиля от параметров, характеризующих состояние тормозной системы.

Киселев В.Б., Кононенко О.В., Садиленко В.Н.

При перепечатке материала статьи прямая ссылка на статью ― обязательна.

facebook twitter

Киселев В.Б., Кононенко О.В., Садиленко В.Н.