7 отзывов
Контакты
Эксперт по ДТП - Кононенко О. В.
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067767-68-00
Кононенко Олег Васильевич
УкраинаКиевул. Луначарского 16/4, абон/ящик №4802002
avto-expert.kiev.ua

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ ТРАНСПОРНЫХ СРЕДСТВ

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ ТРАНСПОРНЫХ СРЕДСТВ

Перестроение - маневр, который очень часто используется всеми водителями в процессе дорожного движения. В статье анализируются аварийные ситуации возникающие при совершении этого маневра.

 

    Эффективное решение проблемы повышения безопасности дорожного движения требует установления причин дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и разработки мер по их устранению. На основании обработки большого массива информации установлено примерное распределение ДТП по наиболее распространенным нарушениям Правил дорожного движения.

Таблица 1.

№/№

п/п

Характер нарушений Правил дорожного движения

Распреде-

ление ДТП,

%

1 Неправильный (не соответствующий обстановке) выбор скорости водителем 27
2 Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии 23,5
3 Выезд на полосу встречного движения 10,8
4 Несоблюдение очередности проезда на нерегулируемых пересечениях 8,2
5 Применение неправильных приемов управления, обусловленное недостаточной опытностью водителя 4,7
6 Нарушение правил обгона 4,3
7 Движение на неисправном транспортном средстве 3,3
8 Несоблюдение безопасной дистанции 3,1
9 Неподчинение предписаниям дорожных знаков 1,4
10 Внезапный выезд из занимаемого ряда движения 0,8

    Анализ данных, приведенных в таблице 1, приводит к заключению, что ДТП происходят, главным образом, из-за ошибок, небрежности, неправильных действий водителей. Именно к такому заключению приходит чаще всего официальная статистика. Однако согласится с ним безоговорочно нельзя, так как оно представляет собой результат неполного анализа конкретных условий возникновения ДТП.

    Однозначно установить причину дорожно-транспортного происшествия трудно. Чаще всего они возникают в результате стечения нескольких неблагоприятных обстоятельств [3].

    Поэтому при проведении расследования по каждому факту дорожно-транспортного происшествия необходимо проводить качественный анализ для выявления причин возникновения ДТП. Качественный анализ ДТП представляет интерес потому, что он позволяет выявлять различия между прямыми и косвенными причинами ДТП. Такое различие тем более важно, что при обычной записи данных о ДТП (сотрудниками ГАИ) в протоколах расследования фиксируются почти всегда только прямые (явные) причины ДТП, поскольку они очевидны. Если не удается обнаружить никаких других причин ДТП, при всех обстоятельствах идут по простому пути – указывают в качестве явной причины один из пунктов приведенной выше таблицы («Распределение ДТП по наиболее распространенным нарушениям Правил дорожного движения» смотри таблицу 1), не проводя расследование косвенных причин. К тому же одна из этих причина присутствует практически в каждом конкретном случае, так, как, образно говоря, только при условии, когда водитель не выезжает с места стоянки вероятность ДТП сводиться к нулю, поэтому отдавать предпочтение указанным выше причинам в случае неопределенности, по меньшей мере, несправедливо.

    Рассмотрим следующие модели дорожно-транспортных ситуаций:

Пример 1. Автомобиль ВАЗ, двигался по ул. Строителей в левой крайней полосе. Во время опережения двигающегося по правой полосе автомобиля Форд, последний резко начал перестраиваться на левую полосу движения. Водитель автомобиля ВАЗ применил резкий маневр влево и сместился на встречную полосу движения, где и произошло столкновение автомобиля ВАЗ с двигающимися навстречу двумя автомобилями.

    При этом автомобили Форд и ВАЗ в контакт не вступали, после чего  автомобиль Форд скрылся с места происшествия.

    На месте происшествия зафиксировано столкновение автомобиля ВАЗ выехавшего на встречную полосу с двумя автомобилями.

    В данном случае при фиксации последствий дорожно-транспортного происшествия явными причинами данного происшествия могли быть указаны следующие:

- Неправильный (не соответствующий обстановке) выбор скорости водителем автомобиля ВАЗ (пункт 1 таблицы 1);

- Выезд на полосу встречного движения автомобиля ВАЗ (пункт 3);

- Применение неправильных приемов управления, обусловленное недостаточной опытностью водителя автомобиля ВАЗ (пункт 5);

- Нарушение правил обгона водителем автомобиля ВАЗ (пункт 6).

    При отсутствии свидетелей данного дорожно-транспортного происшествия, в том числе и водителя автомобиля ВАЗ (потеря памяти или смерть) установить истинные причины выезда автомобиля ВАЗ на встречную полосу движения практически невозможно.

    В противном случае лишь после тщательного анализа дорожно-транспортной ситуации предшествующей ДТП и то не всегда удается установить скрытые (или истинные) причины происшествия.

    В описанном выше примере в процессе расследования благодаря свидетелям был найден скрывшийся с места происшествия автомобиль Форд. А после определенных следственных действий и тщательного анализа ситуации была установлена и доказана причина выезда автомобиля ВАЗ на встречную полосу движения ― резкое перестроение автомобиля Форд на левую полосу движения(!!) во время опережения его автомобилем ВАЗ.

Пример 2. На улице Садовой произошло попутное столкновение автомобиля КАМАЗ, который двигался во второй полосе движения, в припаркованый у правого края дороги автомобиль Опель, который в свою очередь произвел столкновение в аналогично припаркованым автомобилем ВАЗ.

    Как пояснил водитель автомобиля КАМАЗ до столкновением перед ним резко начал перестраиваться автомобиль ЗАЗ. Автомобиль ЗАЗ и КАМАЗ в контакт не входили.

     В процессе указанного столкновения автомобиль ВАЗ левой боковой частью контактировал с правой боковой частью автомобиля ЗАЗ, который в этот момент уже двигался во втором ряду.

     Также как и в прошлом случае, автомобиль ЗАЗ с места происшествия скрылся.

    В данном случае на первый взгляд явными причинами данного происшествия могут быть:

- Неправильный (не соответствующий обстановке) выбор скорости водителем автомобиля КАМАЗ (пункт 1 таблицы 1);

- Применение неправильных приемов управления, обусловленное недостаточной опытностью водителя автомобиля КАМАЗ (пункт 5);

- Нарушение правил обгона водителем автомобиля КАМАЗ (пункт 6);

- Внезапный выезд из занимаемого ряда движения водителем автомобиля КАМАЗ (пункт 10).

    При расследовании данного ДТП также был найден автомобиль ЗАЗ. С помощью транспортно ― трасологической и химической экспертиз установлено, что именно этот автомобиль ЗАЗ был на месте данного ДТП. Тщательный анализ ситуации выявил аналогичную причину данного столкновения ― резкое перестроение автомобиля ЗАЗ на левую полосу движения(!!) в непосредственной близости от двигающегося по параллельной полосе автомобиля КАМАЗ.

    На первый взгляд невинный маневр перестроения на параллельную полосу движения в последнее время все чаще становится причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями.

 

    Автомобиль уже давно стал не роскошью, а средством передвижения. В последнее время стабильно просматривается тенденция к увеличению парка автомобилей в Украине, и как следствие увеличение количества дорожно-транспортных происшествий. Параметры транспортных артерий центральных частей наших городов не рассчитаны под такое обилие транспортных средств и поэтому далеко не всегда справляются с плотным транспортным потоком. Перечисленные выше причины ведут к значительному увеличению интенсивности дорожного движения, снижению скоростей, заторам.

    Отечественные водители, которые являются участниками такого плотного транспортного потока, как правило, пытаются с помощью многочисленных перестроений из одного ряда в другой преодолеть как можно быстрее места скопления транспорта. Траектория движения такого автомобиля напоминает траекторию лыжника слаломиста. Кроме того, в последнее время на наших дорогах резко увеличилось количество микроавтобусов ― маршрутных такси, которые по любому желанию пассажира начинают маневр перестроения для остановки. Описанные выше модели поведения создают массу конфликтных ситуаций, которые при совпадении определенных условий перерастают в ДТП.

    Условия безопасного перестроения транспортных средств регламентируются требованиями пунктов 10.1 и 10.3 Правил дорожного движения (ПДД) согласно которым:

- п.10.1. Перед началом движения, перестроением и другим изменением направления движения водитель должен убедиться в том, что это будет безопасным и не создаст препятствий другим участникам движения.

- п.10.3. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в попутном направлении по той полосе, на которую он намерен перестроиться.

    При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся в одном направлении, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа  [2].

    Водители тех автомобилей, на полосу движения которых собираются перестроиться должны руководствоваться требованиями пунктов 12.3 и 13.1 ПДД согласно которым:

- п. 12.3. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения  объезда препятствия.

- п. 13.1. Водитель в зависимости  от  скорости  движения,  дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию  [2].

    При резком перестроении автомобиля двигающегося впереди по параллельной полосе (так называемом «подрезании») водитель заднего автомобиля должен принять меры для предотвращения столкновения (требования пункта 12.3 ПДД). Если расстояние между автомобилями в момент перестроения значительно меньше безопасной дистанции, то для водителя заднего транспортного средства возникает опасность для движения (опасность столкновения с автомобилем, двигающимся на его полосу). То есть этот водитель находится аварийной ситуации. Действия водителя в аварийной ситуации настоящими Правилами дорожного движения не регламентируются и зависят от психофизиологических качеств водителя, его водительского мастерства, опыта и эмоционального состояния. Водители, которые попадают в подобную ситуацию, как правило, пытаются уйти от столкновения с помощью маневра. Потом эти водители объясняют маневр или интуитивным поворотом рулевого колеса, или попыткой уйти от попутного столкновения (при котором как они не без основания думают, их могут признать виновными как не выдержавших безопасную дистанцию п. 13.1 ПДД). При этом если автомобиль, двигающийся сзади, не контактирует с передним автомобилем, и после этого передний автомобиль скрылся, есть большая вероятность того, что водителя ставшего заложником данной аварийной ситуации признают виновным в нарушении одного из пунктов приведенной выше таблицы («Распределение ДТП по наиболее распространенным нарушениям Правил дорожного движения» смотри таблицу 1).

 

    Следует также отметить, что изучение безопасности движения до настоящего времени сводится к анализу дорожно-транспортной аварийности. Имевшие место отдельные ДТП служат источником информации об обстоятельствах и возможности их недопущения в будущем. Исследования основываются на гипотезе, что отсутствие ДТП равнозначно безопасности движения. Однако каждое ДТП является случайным событием (в статистическом смысле) из-за неподготовленности к ним конкретных участников дорожного движения. В зависимости только от такого случайного обстоятельства, как нетактичность водителя другого транспортного средства, который резко перестроился прямо перед вашим автомобилем, это чрезвычайно опасное и недопустимое в условиях дорожного движения действие чаще всего не дает высокой аварийности ни для данного участка, ни для водителей. Что следует тогда считать безопасным (опасным) в поведении? То есть следует исходить не из критериев свершившихся ДТП, а из критерия обычного поведения, не ведущего к ДТП.

    Безопасное дорожное поведение характеризуется отсутствием не дорожно-транспортной аварийности, а закономерных опасных условий и поступков приводящих к ДТП. Критерий отсутствия аварийности не исключает наличия опасности в поведении и в условиях движения. Таким образом, отсутствие ДТП не равнозначно безопасности движения [1].

 

    Внезапный выезд из занимаемого ряда движения (смотри таблицу 1 «Распределение ДТП по наиболее распространенным нарушениям Правил дорожного движения» пункт 10) согласно статистическим данным имеет самый низкий показатель всего 0,8% от общего количества ДТП. Однако этот показатель не отражает реального положения дел потому что, если рассматривать это пункт нарушений с позиции норм дорожного поведения, то у отечественных водителей он, бесспорно, займет пальму первенства. Как видно из проведенного выше исследования подобное поведение является опасным закономерным условием, которое в итоге может привести к столкновению транспортных средств, причем без участия автомобиля, который создал эту аварийную ситуацию. При этом водитель, который создал аварийную ситуацию, как правило, остается безнаказанным.

     Поэтому в данном случае перед органами власти и в частности Государственной автомобильной инспекцией необходимо поднимать вопрос о дорожно-транспортном воспитании отечественных водителей и пропаганде безопасного поведения на дороге.

Эксперт по ДТП ― О.В.Кононенко.

При перепечатке материала статьи прямая ссылка на статью ― обязательна.

 

 

facebook twitter

© Кононенко Олег Васильевич 2002-2015г

Предыдущие статьи