Любое расследование дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) практически полностью опирается на анализ следовой информации зафиксированной на месте происшествия.
Так как, только следы объективно отражают реальный механизм происшествия (столкновения ТС, наезда на препятствие и т.п.), поэтому от полноты и качества данного исследование напрямую зависит объективность дальнейшего расследования ДТП.
Следовая информация фиксируется в протоколах осмотра места происшествия и схемах к нему, также достаточно часто дополнительно используется фото и видеосъёмка.
Как показывает практика часто при составлении указанных документов часть следовой информации просто остаётся незамеченной.
Причинами данной «невнимательности» могут быть – как малозаметность следов, так и утомлённое состояние сотрудников полиции.
При этом участникам происшествия никто не запрещает указывать сотрудникам полиции на следы, которые по той или иной причине были не замечены. Однако, эмоциональное состояние участников происшествия часто мешает им конструктивно сотрудничать с сотрудниками полиции при составлении схемы ДТП. А ведь невнимательность к следам на месте происшествия выливается потом в невозможность доказать свою позицию в суде.
Подводя итоги, можно дать несколько рекомендаций участникам происшествия:
– После происшествия Вам необходимо успокоиться для дальнейших конструктивных действий. Вспомните, как Вы сдавали экзамены – когда первый страх при прочтении вопросов сменяется более спокойным рабочим состоянием, в котором уже можно отвечать на вопросы и решать поставленные задачи.
– Осмотрите место происшествие по ходу движения автомобилей под разными ракурсами.
– Обратите внимание на следы шин, царапины от жёстких предметов, осыпи стекла или грязи.
– Сфотографируйте место происшествия со всех сторон (общие снимки) для понимания общего расположения автомобилей и следов относительно элементов дороги. Потом сделайте более крупные (узловые снимки), которыми привяжите обнаруженные следы к ближайшим предметам. Далее сделайте крупные снимки (детальные снимки) указанных следов, чтобы показать их фактуру.
– Обязательно сфотографируйте все повреждённые автомобили, а не только повреждения своего транспортного средства. Сначала общие снимки со всех четырёх сторон, потом узловые снимки повреждённых элементов, а далее крупные снимки самих повреждений.
– При составлении схемы внимательно смотрите, что указывают в схеме сотрудники полиции, активно участвуйте в замерах.
– Обсуждайте «незамеченные» следы и размеры с сотрудниками полиции на месте происшествия.
– При подписании протокола осмотра места происшествия и схемы происшествия внимательно изучите эти документы, и если Вы с чем-то не согласны опишите свою точку зрения в соответствующих графах.
Счастливой дороги, и помните: «Предупреждён – значит вооружён».
Кононенко О.В.